Кузнец Анна Билецкая создает цитадель для ремесленников на курорте «Белокуриха-2 Горная»

22.10.2020 04:29:00

Анна Билецкая не раз разворачивала свою жизнь на 180 градусов: поменяла теплую Астрахань на морозную Сибирь, а из своих многочисленных увлечений делом жизни выбрала не самое женское занятие. Теперь Анна меняет жизнь вокруг себя. На строящемся курорте «Белокуриха-2 Горная» единственная в Сибири женщина-кузнец строит «Цитадель мастеров Алтая Анны Билецкой».

Гость должен быть накормлен. Такое правило действует в доме у Анны Билецкой, кузнеца из Белокурихи. Поэтому в Музее быта, истории и кузнечного ремесла, похожем на большую избу с очагом в центре, первым гостей встречает стол, накрытый к чаю. Экскурсия начинается с неторопливой беседы, а продолжается мастер-классом в кузнице. Каждый пришедший оставляет на память об Алтае и знакомстве с этой удивительной женщиной брелок из стали, выкованный собственноручно.

— Анна, вас сегодня считают достопримечательностью Белокурихи. Вы согласны с этим?

— Если судить по отзывам гостей, могу с уверенностью ответить — да. Люди приходят, потому что ранее уже слышали обо мне, читали, наблюдают за мной через соцсети.

 

— Туристов привлекают ваши работы или все еще велико желание посмотреть на женщину-кузнеца?

— Большинство все же хотят посмотреть на женщину-кузнеца. Людей до сих пор удивляет мой выбор профессии, они хотят знать больше обо мне и о том, чем я занимаюсь. Пока эта тенденция остается.

 

— Вы по-прежнему единственная женщина-кузнец в Сибири?

— Я себя так не называла, это придумали журналисты. Тогда для них это была новая тема, они искренне удивлялись и проявляли большой интерес к моей личности. Я не ожидала такого внимания. Может быть, так оно и есть, мне не попадалась информация о других девушках. Я понимаю это звание иначе. Единственная в Сибири — это та, которая популяризирует кузнечное дело в Сибири, показывает свои результаты.

— Как вас поначалу восприняли мужчины-кузнецы, и что изменилось в их отношении за эти годы?

— Путь женщины в традиционно мужском деле сложен и тернист, для меня он до сих пор таким остается. Я очень много получала в свой адрес высказываний, что ничего у меня не получится. Со временем из общего шума я научилась различать и прислушиваться только к мнению талантливых мастеров, профессионалов. От них я слышу только ободряющие слова признания и доброжелательные наставления.

 

— Кузнечное дело для вас — это больше искусство или профессия для создания утилитарных вещей?

— Сейчас в моей работе творчество стоит на первом месте. Мне интересно воплощать свои идеи в металле, для этого у меня появилась свобода, которую я не могла позволить себе раньше. Поначалу мне нужно было зарабатывать на хлеб и оплачивать аренду. Я бралась за любые заказы, делала инструменты, даже запчасти для автомобиля. Сегодня я делаю много сувенирной продукции, но, когда есть время и приходит озарение, я изготавливаю скульптуры, различные работы для выставок. Создавая интерьерные и экстерьерные работы, я хочу выйти на мировой уровень, чтобы ценители искусства узнавали автора и могли услышать историю, рассказанную в моей работе.

 

— На каком этапе находится ваш проект по созданию творческого пространства для мастеров в туркластере «Белокурихе-2 Горная»?

— Проект получил новое название — «Цитадель мастеров Алтая Анны Билецкой». Первое здание-галерея уже построено, в нем продолжается внутренняя отделка. Мы должны были открыть его летом, но нас подвел мастер — не изготовил обещанные оконные рамы из дерева. Пришлось ставить пластиковые. Попробуем запуститься до заморозков и пригласим первых мастеров, чтобы они могли проводить здесь мастер-классы. Вторым зданием будет Музей льна. Идея проекта принадлежит мастерице из Бийска Елене Козуб. Всего планируем построить 7-10 зданий, чтобы места хватило для мастер-классов, показа мод, проведения семинаров и духовных практик. В будущем я мечтаю провести здесь первый международный кузнечный фестиваль среди женщин. Во многих странах женщин-кузнецов на порядок больше, чем в России.

Центр мы строим на собственные средства, но я хочу попробовать получить грант от Ростуризма в размере 2 млн рублей, этой суммы хватит, чтобы сделать удобный съезд с дороги, особенно для маломобильных людей.

— Вы принимаете участие в конкурсе «Главные женщины 2020». Вы уже являетесь лауреатом и победителем всевозможных конкурсов, о вас сняли передачи почти все российские телеканалы, ваши работы выставлялись за рубежом, вы обладаете различными грамотами, дипломами, состоите в Союзе художников-кузнецов России. Чего вам еще не хватает?

— Это премия помогает выявлять и продвигать лучшие личные бренды женщин, занятых в бизнесе. Она состоится в апреле следующего года в Москве. Кроме того, что я являюсь номинантом, я предоставляю призы участницам. Каждая девушка получит кованую розу в подарок, а победительницы по итогам народного голосования и по оценкам представительного жюри получат небольшую скульптуру в виде женского образа. Участие в конкурсе — новый виток в моем развитии. Пока есть здоровье, я хочу двигаться дальше. Мне интересно принимать участие в выставках, мои работы были представлены в Барселоне, Милане, Абу-Даби. Теперь моя цель — Америка.

 

— Анна, вам часто говорят, что ваша жизнь похожа на сценарий к фильму?

— Как раз вчера туристы из Барнаула сказали, что у меня интересная жизнь. Это то, что люди видят сегодня. Если вернуться в недавнее прошлое, когда я только приехала в Белокуриху, меня можно было застать за мытьем подъездов, чисткой лука. Преодолевая стеснение, я работала аниматором, занималась спортом и восточными танцами, а по вечерам бегала на занятия в художественную школу. Я занималась гончарным делом и даже хотела приобретать гончарный круг. Я ничего не искала специально, не раздумывала о своем призвании и не мечтала о редкой профессии. Мне все было интересно попробовать. Я пела в ансамбле «Здравица», когда меня послали в кузницу за ухватом для выступления. Тогда я впервые так близко увидела наковальню и кузнеца за работой, захотела попробовать и это дело меня зацепило. Я не думала, я прислушалась к себе и рискнула. Выбор есть у каждого, главное, спросить себя — хочу ли я этого по-настоящему.

  Вернуться